notice

kirakin


Человек моего поколения


Previous Entry Share Next Entry
Дети и деньги
notice
kirakin

Сегодня (30.05.2013) на конференции «Золотое будущее Югры» выступал с работой «Курс финансовой грамотности для учащихся старших классов».

Думаю, я вполне могу рассуждать на эту тему, т.к. имею второе высшее пусть не финансовое, но экономическое образованием (с отличием), и стаж собственных инвестиций с 2007 года. Знакомство с идеями финансового накопления началось для меня, как и для многих, с книгРоберта Кийосаки (в частности «Богатый папа, бедный папа») и Бодо Шеффера («Путь к финансовой независимости»). Потом были и как более «профессиональные» книги:Уильям Шарп, Бенджамин Грэхем, Джон Богл, Александр Элдер, так и «мотивирующие», типа «Самого богатого человека в Вавилоне»Клейсона Джорджа и «Думай и богатей» Наполеона Хилла. И одним из самых обидных «послевкусий» от этих книг стало: «Блин! Почему они не попались мне раньше!».

В итоге пришел к тому, что такой курс для старшеклассников необходим. Пришел еще в 2009-м году, но только сейчас он реализовался на бумаге, превратился в некий продукт, который, пожалуй, никогда не будет завершен полностью, но которым уже сейчас не стыдно понемногу делиться.

Почему курс необходим? Хотя бы потому, что сейчас, к тридцати годам, часто с удивлением вижу, что мои ровесники достаточно беззаботно относятся к личным финансам. Это притом, что у всех нас в школе были уроки экономики, которые никуда не исчезли и из современной школьной программы.Но, заметьте, анекдоты про «голодных студентов» жили, живут и будут жить. Как-то само собой получается, что к окончанию школы из головы «улетучивается» все, чему там учили.

А ведь идея-то на самом деле проста: есть «богатые» и есть «бедные». Если вы не хотите (и не предпринимаете никаких действий) для того, чтобы стать богатым – вы будете бедным.

Богатство – это когда вы можете жить, не будучи привязанным к источнику заработка.

Мы же, пожалуй, обычно оцениваем «богатство» по внешним признакам: дорогим вещам, машинам, квартирам. Но, наверное, правильнее назвать это не «богатством», а «жизнью на широкую ногу». Наверняка, у каждого из нас есть внешне «богатые» люди, которые не могут прекратить работать (и подсознательно находятся в страхе остаться без работы) потому, что в таком случае не смогут погашать ежемесячные платежи по кредитам. Или хотя бы поддерживать свою жизнь на том уровне, к которому они привыкли.

Курсов по повышению финансовой грамотности на сегодня существует достаточно много. И практически все они начинаются словами, образно говоря, «итак, вы оказались в финансовой яме – давайте выбираться!».

У меня есть наивное предположение, что если бы детей еще со школы учили основам финансовой грамотности, то очень многие в этой финансовой яме просто бы не оказались.

На защите проекта прозвучало очень мудрое замечание: мол, как можно научить детей распоряжаться деньгами, если они еще этих денег не имеют? Нужна ли детям такая «теоризация»?

Я согласился с данным замечанием. Но обратил внимание на то, что как раз таки деньги у детей есть. Не думаю, что в наше время много родителей, которые не дают своим сыновьям и дочерям какую-то сумму «на карманные расходы». Дети получают премии за выступления на соревнованиях и участие в школьных конференциях. Наконец, дедушки и бабушки, наверняка, время от времени балуют внуков подарками в денежной форме.

Но много ли денег остается у детей?

Думаю, у всех по-разному. Многие, наверняка, тратятся на видеоигры, кино, кафе. Да и на выпивку и сигареты – давайте уж взглянем в глаза реальности. Некоторые, возможно, откладывают деньги «в тумбочку». Сужу по себе: начав работать в МУ «Наше время» в 14 лет, через некоторое время я имел «в тумбочке» двухмесячную зарплату своих родителей. Потом, правда, началось «отрочество» и деньги были «спущены» на упомянутые выше кино и девчонок.

Потом, в студенчестве, я опять неплохо зарабатывал. Но, не умея обращаться с деньгами, опять бездарно растратил все в основном на игровые автоматы и подарки девушкам.

Сомневаюсь, что те, кому сейчас 14-16 лет многим отличаются от меня того времени…

Уроки экономики в старших классах помню смутно. Да,

нас учили оценивать доходность вложений, определять валовую прибыль/расход… Но все это было как-то оторвано от реальности. Те числа, которыми мы оперировали на уроках, совершенно не увязывались с реальными деньгами в наших карманах.

Нам никто не рассказывал, сколько стоит обычная повседневная жизнь. Нас никто не учил вести семейный бюджет. Нас никто не учил мечтать – с юности выбирать себе цель и планомерно методично откладывать на нее деньги… Нас никто не учил, что деньги важны не сами по себе, а тем, что на них можно купить. Что деньги – это мера нашей эффективности, как работников или предпринимателей.

И мне кажется, что эту ситуацию необходимо исправлять. Сейчас, на момент написания этих строк, я еще не знаю, как будет оценено комиссией мое предложение. Но каким бы ни был результат, обещаю в ближайшее время опубликовать цикл статей по финансовой грамотности на основе того материала, который собрал за эти годы.

Возможно, многое из него покажется вам «набором банальностей некомпетентного человека». Что же, буду даже рад, если так. Это значит, что в вашей жизни с финансовым аспектом все в порядке, вы молодцы!

Но даже если так, если из работы вы не извлечете для себя ничего нового, постараюсь, по крайней мере, доставить вам удовольствия от прочтения.

В комментариях к заметке можете оставлять темы, которые интересуют вас в первую очередь. А в следующей заметке изложу свой взгляд на тему «Деньги на карманные деньги». Критические замечания, особенно если вы профессионал в финансовой области, тоже буду принимать с благодарностью. Спасибо.

Написано для СИА-пресс. http://www.siapress.ru/blogs/24848
Собрало много комментов. Я не остаюсь незамеченным. :)
Ну, типа, бросил вызов сам себе перед всем городом...А на конференции у меня спец.приз от НПФ "СНГ". :) Первое место взяла девушка с на самом деле сильной работой о дистанционном образовании (путем вебинаров) детей, кто по каким-то причинам не может ходить в школу.


  • 1
Надо ли все так сводить к финансам?
Вы же сами говорите
>> деньги важны не сами по себе, а тем, что на них можно купить

Возможно, не стоит делать такой откровенно сильный акцент на деньги...
ИМХО, самое главное ВЫ сказали совершенно четко
>> Нас никто не учил мечтать – с юности выбирать себе цель
Школьники реально теряются когда им задаешь простой вопрос - какая у тебя мечта?
Деньги - лишь один из ресурсов. Да и то - совершенно не обязательный для достижения цели.

Вас, если я правильно понял, покоробило высказывание "если ты не богат - ты беден"? Надо же, а я ему особо роли не придал. Ведь богатство - не обязательно деньги. Семья, духовность, мудрость - всё это тоже богатства.
Но, пожалуй, в контексте заметки, действительно, создается впечатление, что "все, у кого нет миллиона, идут в жопу!" (Полонский).

да, восприятие в данном ракурсе - сюрприз для меня.
постарюсь в последующих заметках "смягчить" акценты.
спасибо за отзыв!

Ну что Вы:) Лично меня ничего не покоробило. Наоборот, пост очень понравился.
Богатые деньгами люди достойны уважения. Тезис о том, что "проще стать богатым. чем всю жизнь объяснять своим детям почему остался бедным" мне представляется верным и очень честным.
Что необязательно, так это (как в Вашей заметке:) )делать акцент именно на денежном богатстве.
ИМХО, акцент в школе стоит делать на формулировании и осмысленном выборе молодым человеком своих жизненных целей. Без всякой оглядки на какие-либо препятствия и ограничения.
Ато подавляющее большинство выпускников покидают школы чтоб, извините, болтаться как дерьмо в проруби, без всякой мечты или просто осмысленной цели. Знание основ финансовой грамотности не прибавит им счастья и вкуса жизни.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account