?

Log in

No account? Create an account
notice

kirakin


Человек моего поколения


Previous Entry Share Next Entry
Смешон учащийся старик (читая Мольера)
notice
kirakin


Посади меня сейчас логарифмы решать или по-немецки сочинение писать - ничего не получится,  хотя в школе делал всё это. И танцевать отправь или спеть чего-нибудь -- буду как медведь переваливаться с ноги на ногу или сами же меня заткнуться попросите, ибо "голос сильный, но противный". И что, если я найму себе репетитора, чтобы он меня поднатаскал по этим дисциплинам - то я, получается, идиотом буду выглядеть?

Говорят: "Учиться никогда не поздно". Мол, приходите на танцы, даже если вам уже за 30. Или языки иностранные изучайте. Или, там, картины рисовать или крестиком вышивать попробуйте. Не стыдно, мол, даже в зрелом возрасте что-то этакое учудить. Потому что саморазвитие. Открытие новых граней своего таланта. Совершенствование личности. И всё такое.

Или нет? Говорят же другие: "Старого пса новым трюкам не обучишь". Да и как-то смешно это и чудаковато будет, если в 30-40-50 опять пойдёшь школьную программу изучать... Согласны?

И я вот чудю. Решил

Мольера перечитать. Его в школе проходят, в восьмом классе. Т.е., лет в 13-14. А какого-нибудь Гомера - так вообще в 5-м классе. Те, соответственно, лет в 10-11. И, наверное, этому есть логическое объяснение: как человечество в целом имеет своё, так  сказать, детство, так и уровень литературы на исторических этапах соответствует уровню развития мозгов ребёнка.

Но вернёмся к Мольеру. Что такое, по большому счёту, пьесы? Это сейчас говорят - высокое искусство. А тогда, в средние века? Всё равно, что кино сегодня. Да, кино тоже разное бывает: для показов на площадях - одно, для показов во дворцах - другое. Так сказать, "Голливуд" и "арт-хаус". У Мольера, пожалуй, всё же - "Голливуд". Так, чтобы всем понятно было. Глупый богач, лицемер-обманщик, находчивая служанка, бравый военный, пара влюблённых и т.д.

Но сегодня вот что-то особенно зацепили сценки из "Мещанина во дворянстве". Прямо с самого начала которые: когда к г-ну Журдену приходят учителя танцев, музыки, фехтования и философии. Далее учителя эти всячески автором высмеиваются, как и желание главного героя чему-либо учиться.
Я сначала как-то даже опешил от такого подхода к делу. А как же знаменитое "учиться-учиться-учиться", как заповедал Великий Ленин? Мещанин - это ведь, по большому счёту, каждый из нас. Ну, ладно, за других говорить не буду. Но сам-то я стопроцентный мещанин. Обыкновенный. И что теперь, если в детстве мы чего-то упустили в развитии своём, то так и смиряться теперь со всем этим? Мол, "молчи - за умного сойдёшь?" Категорически с таким постулатом не согласен!

Возможно, ключ к разгадке вот в этом пассаже:


Учитель танцев. ... Мне бы хотелось, для его же
блага, чтоб он лучше разбирался в тех вещах, о которых  мы  ему
толкуем.
Учитель  музыки. Разбирается-то он в них плохо, да зато
хорошо платит,  а  наши  искусства  ни  в  чем  сейчас  так  не
нуждаются, как именно в этом.
Учитель  танцев. Признаюсь, я слегка неравнодушен к славе.
Аплодисменты доставляют мне  удовольствие,  расточать  же  свое
искусство  глупцам,  выносить  свои  творения на варварский суд
болвана -- это, на мой взгляд, для  всякого  артиста  несносная
пытка.


Типа, данные конкретные учителя плохи потому, что главное для них - заработать деньги. Но, с другой стороны, разве это плохо, что учитель зарабатывает деньги репетиторством? Любой труд должен вознаграждаться, по моему разумению, и не по копеечным расценкам. Возможно, Мольер упрекает педагогов в том, что они "гонят туфту" в образовании? Опять не согласен: они настроены на "удовлетворение потребности клиента в рамках технического задания". Учат тем вещам, которые ученик способен воспринять. Разве это плохо?
Возможно, Мольер упрекает Журдена: мол, неужели ты не видишь, что учителя ерундой пичкают? Но, опять таки, ерундой это можно считать когда сам находишься на определенном уровне развития. Если не готов к восприятию сложных вещей - то ни к чему они. А пока смех Мольера похож на смех какого-нибудь солиста Большого театра над первоклашками, только начинающими постигать азы хореографии. Или, если грубее выразиться, на смех какого-нибудь русского грузчика над недавно приехавшим таджиком-дворником: "Фу, чурка! По-русски говорить научись..."

Возможно, Мольер смеётся над тем, что все эти благие порывы господина Журдена к образованию вызваны не желанием саморазвития, а стремлением "попасть в высшее общество" для галочки? Т.е. "не быть, но казаться"? И, возможно, смех этот объясним естественным устоем того времени? Дворянин - есть дворянин. Мещанин - есть мещанин. Каждый сверчок знай свой шесток. Не суйся с суконным рылом в калашный ряд...

Но не устарел ли господин Мольер с таким мировоззрением в наши дни? Ведь если сегодня некий теоретический "олигарх", выросший из продавца водки в поезде, пожелает породниться с некой теоретической "потомственной семьей дипломатов" и станет для этого изучать языки, музыку, культурологию и этикет, - разве сможем мы осудить такое желание? Разве будем мы смеяться над таким человеком? Или, наоборот, восхитимся им?
Так что С Мольером я в критической оценке желающих учиться в зрелом возрасте категорически не согласен. Учиться никогда не поздно. Так что буду деградировать дальше, и после Мольера для седьмого класса школы перейду к тому-самому Гомеру, которого проходят в классе пятом.


  • 1

Не суйся с суконным рылом в калашный ряд...

Эт вы здря )
Мольер не любил нуворишей, любителей не то что бы казаться вместо быть, а любителей "колотить понты", говоря современным языком. )
А социальные стереотипы - таки да, меняются - об американских бабушках "за рулем" я только слышала. А отечественную гран ма встретила в автошколе пару лет назад - 76 лет, впервые за руль -потому как ей интересно стало!

Re: Не суйся с суконным рылом в калашный ряд...

:) зря - это по поводу "почитать Гомера"? :)
ну, может и не осилю, но картинки посмотрю. :) Дома у родителей большая красочная книга из детства осталась. "Падение Трои" в переводе Жуковского.

от жешь косячево..

Это я в смысле минусов "удаленной коммуникации" - хошь сказать одно, а понимают тебя ну с точностью до наоборот ))
Зря - в сысле Мольер совсем не смеялся над стремлением измениться, пусть и в возрасте. Ну нет у него такого. Глум над новыми русск - э-э французами )) богатыми, но бескультурными и не понимающими, зачем она , культурка, нужна. Имитирующая её, поскольку требуется для символического, статусного набора.

Никоим образом это не относится лично к Вам!

Re: от жешь косячево..

Да-да, я Вас понял изначально. :) просто пошутил так неловко.
Тем не менее, желание постичьь нечто новое, пусть даже для символического "статусного" набора - это, по-моему, всё равно благо. Хотя... есть и такая поговорка: "образование делает умного умнее, а глупого - глупее".

Re: от жешь косячево..

А еще - "во многих знаниях многие скорби" )
Но это не повод ни фига не делать с собой.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

  • 1