?

Log in

No account? Create an account
notice

kirakin


Человек моего поколения


Previous Entry Share Next Entry
гуманизм эгоизма.
notice
kirakin
С древних времен существует два подхода к человеку. Представители одного подхода говорят, что человек от природы хороший, но общество его портит. Представители другого подхода утверждают обратное - человек от природы плохой, а общество его воспитывает и делает отчасти хорошим. Наибольшей остроты этот спор достиг в заочной полемике двух философов - Томаса Гоббса и Жан Жака Руссо.
Гоббс говорил о том, что человек по своей сути порочен, эгоистичен и агрессивен.
Жан Жак Руссо - о том, что человек по природе - это добрый миролюбивый альтруист. Как известно со времен Иисуса Христа "по плодам их узнаете их". Самый лучший тест на истинность философских позиций - посмотреть какие плоды они дали, и к каким результатам привели.

По мысли Руссо, человек по природе добр , но несправедливое частнособственническое общество портит его, превращая в жестокого эгоиста. До появления частной собственности люди жили в мире и взаимной любви. И они вернутся к естественной гармонии после того, как будет упразднена частная собственность. Значит, для достижения всеобщего мира и счастья надо только преодолеть сопротивление властвующих сословий.
После смерти философа горячие поклонники получили шанс воплотить его учение в жизнь. Друг народа, Жан Поль Марат, конкретизировал умозрения Руссо: для счастливой мирной жизни человечества необходимо и достаточно отрубить всего лишь "сто голов". Но аппетит, как известно, приходит во время еды. Вскоре выяснилось, что "сто голов" - это был очень заниженный прогноз, и в результате "отрубленные головы кружились в воздухе, как сухие листья" (было казнено около 40тыс. человек). Другому вождю Французской революции Максимилиану Робеспьеру посчастливилось в ранней юности посетить старого Руссо и иметь с ним продолжительную беседу, которая наложила отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. И не только лично его. Соратники Робеспьера (якобинцы) ловили на улицах беременных аристократок, вырезали из утробы человеческие плоды, нанизывали их на штыки и шумно дефилировали по Парижу, размахивая этими штыками, как флагами. Дворянских юношей связывали между собой локтями, ставили в десяти метрах пушки и били прямой наводкой по человеческой массе. А в одном документально зафиксированном случае агрессивная толпа, набросившись на ненавистного царедворца, разорвала его тело на куски и съела (!). Ну, а потом Революция, как водится, принялась "пожирать своих детей"...
Вывод: чрезвычайно человеколюбивая теория Руссо привела в итоге к людоедству в прямом и переносном смысле.

Учение Гоббса совсем не человеколюбиво по форме. Оно нелицеприятно и даже цинично. По Гоббсу, каждый индивид по природе порочен и эгоистичен. Мотивы его поведения сводятся к пяти базовым нуждам: в еде (голод), в питье (жажда), в сексе, в безопасности (страх) и в самоутверждении (тщеславие). Поэтому естественное и исходное состояние человечества - "война всех против всех". Но для удовлетворения указанных потребностей людям приходится жить вместе, а значит, ограничить эгоистические притязания. В результате действительность и жизни в обществе формирует в человеке качества, противоречащие его порочному естеству, но обеспечивающие взаимоприемлемое сосуществование. Поэтому, по Гоббсу, государство должно быть организовано так, чтобы эгоизм одних групп нейтрализовался эгоизмом других и чтобы, таким образом, порок работал на стабильность. Из гоббсовского "Левиафана" моралист Адам Смит вывел теорию "невидимой руки", долженствующей вести эгоистических конкурентов к действиям во благо общества. Это была первая модель свободных и открытых экономических отношений: разумная экономическая организация состоит в том, чтобы каждый, преследуя корыстные цели, приносил пользу окружающим. Согласно идеям Гоббса великим скептиком Шарлем Монтескье была разработана модель разделения властей ("система сдержек и противовесов", как любят у нас говорить), по которой живут теперь все экономически и политически развитые государства мира.
Вывод: оценка человека, как эгоиста, приводит к человеколюбию, ко все более и более возрастающей гуманности общества.
Алексей Фалеев
subscribe.ru/archive/sport.news.telo/200912/04083421...

promo kirakin july 31, 2016 20:42 36
Buy for 40 tokens
Сейчас зашёл в статистику, увидел, что меня френдят. Но т.к. сообщения об этом не приходят, я даже не в курсе. Пробежался по страничкам зафрендивших. И понял, что наличие "верхнего поста" очень необходимо в ЖЖ, чтобы сформировать блиц-представление о журнале. Поэтому решил сделать новый…