Вчера посмотрел фильм «Чтец» с Кейт Уинслет.
Послевоенная Западная Германия, 1956 год. Майкл, парнишка пятнадцати лет, скрученный приступом скарлатины, упал в подворотне. Молодая женщина Ханна, лет тридцати пяти, привела его в чувство и довела до дому. Три месяца спустя, поправившись, он решает её навестить. Между ними пробегает искра, они становятся любовниками. Частые короткие встречи, во время которых они занимаются любовью. Скрытность женщины, не желающеё рассказывать про себя и своё прошлое. Однажды она просит его почитать ей. Теперь он будет читать ей каждый раз, прежде чем они пойдут в постель.
Моя первое ожидание от фильма: подобие «Мой лучший любовник» с Умой Турман. Линия любви между подростком и зрелой женщиной, неприятие таких отношений обществом...Но ничего подобного: вскоре мы переносимся в 60-е, где уже студент Майкл становится свидетелем процесса суда над женщинами надсмотрщицами нацистских концлагерей. Ханна – главная обвиняемая. Осужденная на пожизненное заключение, она проводит остаток дней в тюрьме. А Майкл много лет записывает на магнитофон книги, которые читал ей когда-то, и отправляет кассеты в посылках. Он поступает так не из сострадания, не из-за воспоминаний о юношеской любви, а из чувства вины. Потому что он догадался о её секрете, который мог бы облегчить её участь, но промолчал о нём на суде.
Про данный фильм в сети достаточно много отзывов. Фильм хороший и многогранный. Но мне основной темой фильма показалось чувство вины.
Вины Ханны перед Майклом: потому что она заложила в него потребительское отношение к женщинам. С женщинами можно только спать, но не просыпаться рядом.
Вины Майкла перед женщинами, которым он не мог дать любви.
Вины Майкла за то, что не смог (не захотел) помочь.
Есть ещё один мотив вины в фильме. Вины Ханны за преступления, которые она совершала в рядах СС. Причём этой своей вины она не признаёт. Она просто выполняла свой долг. Груз этой вины был возложен на неё ханжеским обществом, которое во время судебного заседания начинает скандировать «нацистские шлюхи», но молчит в ответ на её вопрос: «А разве вы бы в моей ситуации поступили по-другому?»
После выступления Хрущева на XXсъезде партии (развенчание культа личности Сталина) из зала раздаётся выкрик: «Почему же вы молчали раньше?»
Хрущёв: «Кто выкрикнул?»
Тишина.
Хрущёв: «Вот потому и молчали».
Ни Ханна, ни Майкл, осознавая свою вину друг перед другом, не раскаиваются. Они продолжают жить каждый своей жизнью, и каждого из них ждёт свой финал. Финал отнюдь не трагичный. А житейский и обыденный. Сценарист не морализаторствует по этому поводу (критики пишут, что фильм снят в полном соответствии с одноимённой книгой Шлинка Бернарда).
У всех были события в жизни, за которые он испытывает чувство вины перед другими. И, вероятно, мы ещё успеем натворить много, за что нам потом будет стыдно. Нужно ли признавать вину? Нужно ли раскаиваться? Пусть каждый ответит на этот вопрос для себя сам.
Послевоенная Западная Германия, 1956 год. Майкл, парнишка пятнадцати лет, скрученный приступом скарлатины, упал в подворотне. Молодая женщина Ханна, лет тридцати пяти, привела его в чувство и довела до дому. Три месяца спустя, поправившись, он решает её навестить. Между ними пробегает искра, они становятся любовниками. Частые короткие встречи, во время которых они занимаются любовью. Скрытность женщины, не желающеё рассказывать про себя и своё прошлое. Однажды она просит его почитать ей. Теперь он будет читать ей каждый раз, прежде чем они пойдут в постель.
Моя первое ожидание от фильма: подобие «Мой лучший любовник» с Умой Турман. Линия любви между подростком и зрелой женщиной, неприятие таких отношений обществом...Но ничего подобного: вскоре мы переносимся в 60-е, где уже студент Майкл становится свидетелем процесса суда над женщинами надсмотрщицами нацистских концлагерей. Ханна – главная обвиняемая. Осужденная на пожизненное заключение, она проводит остаток дней в тюрьме. А Майкл много лет записывает на магнитофон книги, которые читал ей когда-то, и отправляет кассеты в посылках. Он поступает так не из сострадания, не из-за воспоминаний о юношеской любви, а из чувства вины. Потому что он догадался о её секрете, который мог бы облегчить её участь, но промолчал о нём на суде.
Про данный фильм в сети достаточно много отзывов. Фильм хороший и многогранный. Но мне основной темой фильма показалось чувство вины.
Вины Ханны перед Майклом: потому что она заложила в него потребительское отношение к женщинам. С женщинами можно только спать, но не просыпаться рядом.
Вины Майкла перед женщинами, которым он не мог дать любви.
Вины Майкла за то, что не смог (не захотел) помочь.
Есть ещё один мотив вины в фильме. Вины Ханны за преступления, которые она совершала в рядах СС. Причём этой своей вины она не признаёт. Она просто выполняла свой долг. Груз этой вины был возложен на неё ханжеским обществом, которое во время судебного заседания начинает скандировать «нацистские шлюхи», но молчит в ответ на её вопрос: «А разве вы бы в моей ситуации поступили по-другому?»
После выступления Хрущева на XXсъезде партии (развенчание культа личности Сталина) из зала раздаётся выкрик: «Почему же вы молчали раньше?»
Хрущёв: «Кто выкрикнул?»
Тишина.
Хрущёв: «Вот потому и молчали».
Ни Ханна, ни Майкл, осознавая свою вину друг перед другом, не раскаиваются. Они продолжают жить каждый своей жизнью, и каждого из них ждёт свой финал. Финал отнюдь не трагичный. А житейский и обыденный. Сценарист не морализаторствует по этому поводу (критики пишут, что фильм снят в полном соответствии с одноимённой книгой Шлинка Бернарда).
У всех были события в жизни, за которые он испытывает чувство вины перед другими. И, вероятно, мы ещё успеем натворить много, за что нам потом будет стыдно. Нужно ли признавать вину? Нужно ли раскаиваться? Пусть каждый ответит на этот вопрос для себя сам.
Journal information